Приди и возьми: как рынок жилья Подмосковья заманивал клиентов в 2017 году
Вернуться к событиям жизни компанииНеуступчивые прежде продавцы "вторички" начали предлагать хорошие скидки, а застройщики – бонусы в виде парковочных мест и индивидуальных условий продажи, рассказали эксперты.
Весь год на первичном и вторичном рынках подмосковного жилья шла борьба за покупателя, которому даже неуступчивые прежде продавцы "вторички" начали предлагать хорошие скидки, а застройщики – бонусы в виде парковочных мест и индивидуальных условий продажи, рассказали эксперты, опрошенные РИА Недвижимость.
В 2017 году темпы строительства жилья и объемы первичного предложения в Подмосковье сократились. При этом в августе-сентябре аналитики портала Avito зафиксировали рост спроса на квартиры как на первичном, так и на вторичном рынках.
В структуре спроса также произошли изменения – покупатели стали чаще интересоваться жильем в Москве, чем в области. Если в начале 2017 года запросы контактов в объявлениях пользователей распределялись в пропорции 60% на 40% в пользу предложений в Подмосковье, то с сентября расклад был уже 50% на 50%, отметили в Avito.
"Первичка" притихла, но не сдалась
Средняя стоимость реализованного лота в новостройках по итогам года составила 3,91 миллиона рублей, подсчитал руководитель аналитического центра ЦИАН Алексей Попов. Быстрее всего по-прежнему раскупаются дешевые и небольшие лоты. По данным ЦИАН, лидирует по средней площади реализованных квартир среди подмосковных городов Реутов (61,6 квадратного метра), по числу сделок — Красногорск (7,4% от всех регистраций), по объему выручки – Химки (8,48% от суммарной оценки продаж).
В Подмосковье покупателей больше не становится, объем сделок по итогам года снижается, за девять месяцев снижение составило 6%, подсчитала руководитель управления стратегии и маркетинга ГК "Инград" Анна Соколова. Однако основное падение спроса в области пришлось на начало года, когда отменили льготную ипотеку, уточнила она. "Многие застройщики либо откладывали планы по выходу новых проектов, либо переносили на неопределенный срок. Кто-то из застройщиков даже пытался реализовать собственные участки, не решаясь выводить новые жилые комплексы", – рассказала гендиректор компании "Миэль-новостройки" Наталья Шаталина. Сейчас девелоперы стараются выводить в продажу проекты частями, по несколько корпусов, "прощупывая" тем самым спрос. Кроме того, это позволяет оперативно реагировать на актуальные потребности клиентов, меняя, например, квартирографию. При больших объемах строительства сделать это оперативно – уже проблематично, отметила управляющий партнер "Метриум групп" Мария Литинецкая. По словам гендиректора "Азбуки жилья" Владимира Каширцева, в 2018 году в Подмосковье, скорее всего, сохранится тенденция сокращения новых проектов.
Цены на квартиры в декабре на первичном рынке Подмосковья
|
Квартиры масс-маркет (эконом, комфорт) млн рублей |
|||||
Город |
1-комнатные |
2-комнатные |
3-комнатные |
|||
|
мин |
макс |
мин |
макс |
мин |
макс |
Мытищи |
1,7 |
9,1 |
3,5 |
7,5 |
4,1 |
14,6 |
Королев |
1,6 |
5,9 |
2,5 |
6,5 |
3,9 |
11,4 |
Пушкино |
1,89 |
4,23 |
1,93 |
7,55 |
4,23 |
8,75 |
Щелково |
1,32 |
3,88 |
2,5 |
5,21 |
3,27 |
10,46 |
Балашиха (включ. Железнодорожный) |
1,45 |
6,91 |
2,6 |
9,7 |
3,76 |
14,61 |
Реутов |
2,38 |
6,95 |
4,47 |
10,45 |
6,63 |
12,0 |
Люберцы |
2,61 |
5,17 |
3,59 |
8,52 |
5,32 |
10,67 |
Жуковский |
1,42 |
4,72 |
2,89 |
10,07 |
5,16 |
9,91 |
Раменское |
1,42 |
3,2 |
2,35 |
4,95 |
3,43 |
6,3 |
Видное |
1,57 |
5,74 |
2,7 |
8,58 |
3,85 |
11,17 |
Домодедово |
1,17 |
4,82 |
2,56 |
5,13 |
3,29 |
6,75 |
Подольск (включ. Климовск) |
1,53 |
5,61 |
2,77 |
7,37 |
3,2 |
9 |
Апрелевка |
1,78 |
4,01 |
3,01 |
5,82 |
3,67 |
6,98 |
Одинцово |
1,73 |
6,39 |
3,36 |
8,49 |
5,33 |
12,14 |
Красногорск |
1,79 |
6,68 |
2,85 |
16,7 |
3,83 |
23,2 |
Долгопрудный |
2,18 |
5,04 |
4,14 |
6,8 |
5,65 |
9,32 |
Химки |
1,56 |
8,27 |
2,37 |
10,25 |
2,96 |
3,35 |
Лобня |
1,8 |
3,5 |
3,1 |
5 |
4 |
6,55 |
Кроме того, отмечают эксперты, подмосковные застройщики оказались в ситуации жесткой конкуренции – как друг с другом, так и с подешевевшими московскими новостройками, которые продолжают переманивать покупателя у области.
Впрочем, эта потеря была компенсирована, так как на рынок Подмосковья вышли покупатели, ранее не располагавшие достаточным количеством средств для решения жилищного вопроса, считает генеральный директор VSN Realty Яна Глазунова. В Московской области растет и доля покупателей из других регионов, поскольку цена входа на рынок в ближнем и среднем поясе Подмосковья сейчас такова, что покупку на первичном рынке можно совершить практически без доплаты, продав квартиру на вторичном рынке в региональном центре, добавила Соколова.
С начала года число представленных в продаже квартир уменьшилось на 12% и составило порядка 50 тысяч объектов. Всего же за последние три года предложение сократилось на 30%. В целом, по словам Литенецкой, этот процесс оказывает оздоровительный эффект на рынок, так как Московская область долгие годы была самым застраиваемым регионом России, и явное превышение предложения над спросом еще до кризиса подавляло ценовую динамику.
Приманки для покупателя
Чтобы удержать покупателей и привлечь новых, застройщики идут двумя путями: снижают цену, в том числе предлагая индивидуальные скидки, и повышают качество продукта, отметила гендиректор Ikon Development Евгения Акимова.
Покупатели избалованы всевозможными акциями, поэтому даже самые "кричащие" предложения перестали восприниматься как стимул к покупке, указала она. В итоге многие девелоперы пошли иным путем и предлагают дисконты уже на индивидуальных условиях, зависящих, например, от скорости принятия решения о сделке или формы оплаты. Даже в массовом сегменте можно рассчитывать на индивидуальный подход, хотя традиционно частные преференции всегда были доступны в высокобюджетном сегменте, подчеркнула Акимова.
Некоторые компании привлекают клиентов еще и дополнительными программами лояльности, рассказала Литинецкая. На первом месте по популярности среди подобных акций – предоставление бесплатного парковочного места при покупке квартиры. Также широко распространены такие варианты "подарков", как отделка и мебель. Некоторые застройщики предлагают своим клиентам сертификаты на услуги дизайнера, в фитнес-клуб, однако такие бонусы сейчас не пользуются большой популярностью: покупатели гораздо более заинтересованы получить денежную скидку, подчеркнула она.
Также застройщикам приходится брать на себя обязательства по строительству достаточного количества социальной и развлекательной инфраструктуры, обращать свое пристальное внимание на оформление мест общественного пользования, насыщать свои проекты панорамным остеклением, безбарьерной средой и другими опциями, которые определяют интерес покупателей к проектам, рассказал директор по продажам ГК "Гранель" Рустам Арсланов.
"Вторичка": ценник и стратегия
Вторичному рынку Подмосковья приходится трудно, но он "однозначно жив", считают эксперты, опрошенные РИА Недвижимость.
Более 50% активного предложения "вторички" приходится на квартиры в домах, сданных менее шести лет назад, отметил Попов. По его словам, эти сделки связаны как с попытками инвесторов зафиксировать прибыль, так и продажами не используемых для проживания квартир в условиях стагнации рынка аренды.
По данным "Азбуки жилья", в массовом сегменте вторичного рынка средний бюджет покупки в ноябре составлял 7,83 миллиона рублей. А средний размер торга по итогам года составил 7,9% – это десятилетний рекорд, отметили в ЦИАН.
В Подмосковье, в отличие от Москвы "синдром разочарованного продавца" не так выражен: в области 5-10% скидки от стоимости квартиры в 3 миллиона рублей составляют 150-300 тысяч рублей, а в столице для квартиры стоимостью 7 миллионов такая же скидка – это уже 350-700 тысяч, заметил руководитель офиса "В Балашихе" компании "Миэль" Роман Стрельцов.
Цены на квартиры в декабре на вторичном рынке Подмосковья
|
Квартиры масс-маркет (эконом и комфорт) млн рублей |
|||||
Город |
1-комнатные |
2-комнатные |
3-комнатные |
|||
|
мин |
макс |
мин |
макс |
мин |
макс |
Мытищи |
2,2 |
9,0 |
2,5 |
11,7 |
3,9 |
21,0 |
Королев |
2,0 |
8,6 |
2,3 |
15,1 |
3,6 |
20,0 |
Пушкино |
2,1 |
5,2 |
2,4 |
7,2 |
3,0 |
9,5 |
Щелково |
1,7 |
4,6 |
2,0 |
6,4 |
2,4 |
12,7 |
Балашиха |
1,4 |
6,5 |
2,7 |
10,0 |
3,3 |
19,9 |
Реутов |
2,6 |
8,5 |
3,8 |
15,0 |
4,3 |
18,1 |
Люберцы |
2,6 |
8,1 |
2,9 |
12,0 |
4,1 |
16,5 |
Жуковский |
2,4 |
5,9 |
2,9 |
9,4 |
3,6 |
15,1 |
Раменское |
1,7 |
4,8 |
2,5 |
6,7 |
2,9 |
11,5 |
Видное |
2,4 |
5,6 |
3,4 |
9,5 |
4,2 |
15,0 |
Домодедово |
2,1 |
5,9 |
2,5 |
9,0 |
3,0 |
10,9 |
Подольск |
2,0 |
6,0 |
2,2 |
8,3 |
2,8 |
13,5 |
Апрелевка |
2,2 |
5,5 |
2,4 |
8,9 |
3,8 |
9,8 |
Одинцово |
2,8 |
8,7 |
3,0 |
12,0 |
3,5 |
29,7 |
Красногорск |
2,4 |
9,2 |
3,1 |
12,8 |
3,8 |
26,9 |
Долгопрудный |
2,6 |
7,2 |
3,1 |
11,8 |
3,6 |
18,0 |
Химки |
2,6 |
9,5 |
2,9 |
13,9 |
3,6 |
27,5 |
Лобня |
2,1 |
5,5 |
2,9 |
12,5 |
3,8 |
13,0 |
Продаются в большей степени те объекты, которые выставлены не только по цене, приближенной к нижней планке рынка, но и с дополнительным дисконтом, считает директор офиса продаж вторичной недвижимости Est-a-Tet Юлия Дымова.
По мнению Стрельцова, первое необходимое условие для продажи – сразу выставить адекватную цену. По его словам, изначально верно оцененные объекты, уходят в сроки от двух недель, также шансы быстрой продажи увеличивает готовность продавца к разумному торгу.
Но есть и другие факторы, которые могут повлиять на решение покупателя, считает ведущий менеджер департамента вторичного жилья компании "Азбука жилья" Александр Лунин. Во-первых, важна готовность квартиры к продаже — срок юридического и физического освобождения жилья продавцом. Во-вторых, готовность документов к продаже, в том числе с привлечением ипотеки. "Однако при завышенной стоимости квартиры ее можно либо продавать долго, либо вовсе не продать", — заключил эксперт.
На 2018 год большинство опрошенных экспертов дали сдержанно-оптимистичные прогнозы. Попов одним из драйверов роста спроса назвал планируемое появление сквозных электричек (Московских центральных диаметров), связывающих города ближнего Подмосковья через центр столицы. Стрельцов считает, что в следующем году "выстрелить" накопленному отложенному спросу поможет дальнейшее снижение ипотечных ставок.
Источник: РИА Недвижимость
Контакты отдела продаж
+7 495 105-99-55
vsnr@vsnr. ru
Контакты для СМИ
+7 495 105-99-55
vsnr@vsnr. ru